Праздник "Мавры и Христиане"

/ Просмотров: 15662
Рубрика: Праздники в Испании
Праздник "Мавры и Христиане"

Знаменитый исторический праздник "Мавры и Христиане" (Moros y Cristianos) вот уже два века проводится в семнадцати испанских провинциях. В разных населённых пунктах его празднуют в разное время, так как в период Реконкисты испанские земли освобождались от мусульман постепенно.

На протяжении столетий, с VIII по XV века, проходили ожесточённые битвы между маврами и христианами, и этот промежуток времени в истории Испании получил название период Реконкисты и считается одной из важнейших исторических вех.

В эпоху мавританского владычества мавры и христиане жили бок о бок столько времени, что обеспечило взаимное проникновение и смешение культур, но сегодня от тех мавров ничего не осталось, они были практически уничтожены во время Реконкисты и частично изгнаны обратно в северную Африку, где растворились среди диких племён, поэтому влияние христианской культуры на них сегодня отследить весьма затруднительно.

Зато влияние арабской культуры на сегодняшнюю Испанию очевидно, это проявляется и в архитектуре, и в традициях, и в праздниках и даже в языке, ведь в современном испанском языке достаточно много слов и даже географических названий арабского происхождения.

Праздник "Moros y Cristianos" основан на историко-религиозной традиции и отмечается по всему побережью Коста Бланка (Costa Blanca). Он напоминает о тех далёких временах, когда мавры занимали большую часть Пиренейского полуострова, а христиане отвоёвывали эти земли.

В ХVIII веке народным гуляньям был присвоен официальный статус, после чего праздник "Морос и Кристианос" стал одним из самых значимых событий провинции Аликанте, и его празднование всегда масштабное, яркое и запоминающееся.

Фестиваль "Мавры и Христиане" - это не просто одна из многочисленных фиест Испании, а дань уважения многовековой истории и героям того времени, боровшихся за свободу и независимость своей земли.

Посмотреть на парад "Морос и Кристианос" приезжает большое количество туристов, как иностранцев так и самих испанцев. На улицы выходят все жители города, и даже самый тихий и спокойный городок на несколько дней превращается в большую сцену, на которой разворачиваются шумные сражения и шествия, проводятся ярмарки и устраиваются концерты и представления.

В целом сюжет этого праздника представляет собой захват города маврами и последующего его освобождения христианами. Участники фестиваля заранее распределяются по группам, которые представляют отряды христиан и мавров, и в течение нескольких дней они участвуют в парадах в изысканных костюмах средневековой моды.

Христиане наряжаются в костюмы отделанные мехами, одевают металлические доспехи и шлемы, выкованные вручную. Мавры же облачаются в древние арабские костюмы с национальной ручной вышивкой.

Враждебные чувства бывших противников уже давно иссякли. И сегодня для участия в историческом театрализованном шоу испанцы с одинаковым энтузиазмом наряжаются и в воинские латы христиан и в роскошные одеяния мавров.

Костюмы участников карнавала очень роскошные, и стоят дорого, но энтузиасты денег не жалеют. Одежды шьют из натурального шелка и бархата, украшают ручной золотой вышивкой. Каждый год для фестиваля "Мавры и Христиане" шьются новые костюмы, и высокая стоимость изготовления ничуть не смущает испанцев, их дизайн продумывается до мелочей задолго до начала мероприятия.

Стоит отметить, что время проведения фестиваля "Moros y Cristianos" в разных городах отличается.

В Алькое торжество ежегодно проходит с 21 по 24 апреля. Алькой расположет в 60 км. от города Аликанте – центра одноимённой провинции, в 94 км. от Бенидорма и в 113 км. от Валенсии.

В Алтее его отмечают в последнюю неделю сентября и первую неделю октября. Алтея находиться в 100 километрах от Алькоя.

Жители Дении отмечают праздник "Мавров и Христиан" с 13 по 16 августа. Здесь проходят шествия послов, несущих знамёна двух некогда противоборствующих культур. В честь праздника проходит торжественная месса с освещением хлеба.

Жители Бенидорма так же не остаются в стороне от этого исторического события. Красочные шествия и представления проходят в Бенидорме в первые выходные октября.

В Аликанте фестиваль "Мавры и Христиане" проходит в четырёх районах города в разное время. В районе Villafranqueza торжество проходит в марте, в San Blas и в районе El Rebolledo – в июле, а в Altozano – в августе. Кроме того, Аликантийская Федерация "Мавров и Христиан" организует серию мероприятий и шествий по центральным улицам Аликанте 6 Декабря.

В курортном городке Гвардамар Дель Сегура, который расположен в 35 км. южнее Аликанте и в 10 км. севернее Торревьехи, этот праздник отмечается во второй половине июля, с 17 по 26 июля.

Родиной праздника "Moros y Cristianos" и столицей фестиваля является город Алькой. Этот праздник отмечали здесь на протяжении последних пяти веков, однако официально его признали лишь двести лет назад.

За основу праздника берётся легенда, согласно которой в тринадцатом веке на небольшую деревушку Алькой напало войско мавров. Силы были неравными, и город был готов капитулировать, но в самый последний момент защитникам Алькоя явился Святой Георгий в образе всадника с крестом на груди, который вселил в горожан небывалое мужество и помог одержать победу над врагом. И сегодня у праздника существует второе имя – это День Святого Геогрия.

Жители Алькоя устраивают на улицах города целый спектакль в честь знаменательной победы, в точности повторяющий события 1276 года. Достоверность соблюдается во всём, от названий воинских подразделений и должностей, до узоров на плащах воинов.

Первый день фестиваля называют Днём Музыкантов. По улицам города проходят духовые оркестры, шествуют процессии горожан в карнавальных костюмах. Вереницей движутся актёры, танцоры и акробаты, непрерывно играют весёлые музыканты. Непосредственно среди участников шествия происходят яркие мини – спектакли.

Второй день – это День Проходов, он открывается торжественным парадом войск. Вначале движутся колонны христианских воинов во главе с капитанами. Проход воинов сопровождают всадники, знаменосцы и музыканты, с каждым боевым отрядом идёт свой оркестр. За христианами следуют отряды мавров. Арабские воины шествуют под ритм огромных барабанов.

Третий день – День Святого Георгия. Жители Алькоя чествуют небесного покровителя города. По улицам проходят религиозные процессии, со всеми положенными почестями горожане проносят статую Святого Георгия.

В соборе проходит торжественная служба. Повсеместно проводятся театрализованные представления. Горожане выбирают "спасителя города" - Святого Георгия, эта высокая миссия традиционно поручается ребёнку, с помощью случайного выбора любой мальчик на время праздников может стать Святым Патроном города.

На четвёртый день наступает кульминация праздника – День Грома. Начинается представление исторического сражения. Сценарий ежегодной битвы прорабатывается и утверждается Организационным Комитетом праздника, все ключевые роли распределяются заранее.

Главное сражение происходит на площади Испании, около большой, специально построенной деревянной крепости, символизирующей старый Алькой. Битва продолжается не один час, над площадью стелется пороховой дым, на весь город слышатся грохот барабанов и звуки воинских флейт.

Ближе к вечеру мавры готовятся к последней атаке, исход которой и решит, на чьей стороне будет победа. Силы не равные, уставшие и измученные воины – христиане уже начали падать духом. Но тут, неожиданно перед взорами изумлённых христиан является Святой Георгий и провозглашает: "С нами Бог, мы победим!". И конечно же воодушевлённые христиане одерживают победу.

После окончания сражения обе противоборствующие стороны отправляются по барам отмечать освобождение. Всю ночь продолжаются народные гулянья, в них участвуют все, кто есть в городе: местные жители, гости из соседних городов и провинций, иностранные туристы. Праздник "Moros y Сristianos" заканчивается красочным фейерверком.

На прошлой неделе завершился праздник "Морос и Кристианос" в Гвардамаре, и здесь есть свои особенности. Праздник здесь начинается с выбора королевы Гвардамара, в соответствии с местной легендой о заколдованной жрице древних иберов, некогда населявших Гвардамар.

Рядом с Гвардамаром археологами была обнаружена скульптура жрицы, которая получила название "Дама Гвардамара", и легенда гласит, что эта женщина была заколдована злыми духами. И один отважный юноша вступил в схватку с духами и освободил Даму. Он омыл её ноги в водах реки Сегура и она избавилась от злых чар. Затем Даму нарядили в парадные одежды и провозгласили королевой.

Согласно легенде, проходит коронация жрицы, после чего начинаются концерты, танцы и представления, которые продолжаются все десять дней праздника.

В первый день праздника зрителям представляют его основных действующих лиц, в первую очередь капитанов, которые поведут в театрализованный бой мавров и христиан. Должности эти выборные, только на один год. Капитанами обычно назначают самых уважаемых и влиятельных горожан.

Каждый день праздник начинается поздно вечером, когда спадает жара. И каждый раз он открывается шествием компарс (Comparsas, в переводе означает группы людей, или в данном случае – отряды.) Во главе каждой компарсы идёт командир, приветствуя зрителей, следом за ним прижавшись плечом к плечу, идёт шеренга воинов. Музыканты с огромными барабанами задают ритм шествию. И замыкает шествие христиан знаменосец со своей не менее пышной кавалькадой.

Женщины на равных участвуют в параде, их даже выбирают капитанами. Для детей так же нет никаких ограничений, крохотных младенцев одевают в такие же костюмы как у взрослых и везут по улицам в колясках.

Сражения между маврами и христианами разворачиваются лишь в последние дни.

По сценарию сначала мавры нападают на город и захватывают крепость. Они шествуют под звуки оркестра по главной улице Гвардамара, все воины одеты в роскошные восточные наряды, некоторые едут на лошадях и верблюдах, отдельно идут рабыни и танцовщицы.

Но вот появляются войска христиан, они тоже одеты в великолепные одежды и вооружены мечами и различными видами стрелкового оружия.

Костюмы для участников праздника, который проходит в Гвардамаре, берутся на прокат у специализирующихся по этой части фирм, расположенных в городе Алькое. Все, кто хочет участвовать в празднике, платят за прокат костюмов, иметь такие костюмы в собственности – слишком дорогое удовольствие, даже для муниципалитета города.

События разворачиваются в соответствии с историческими хрониками борьбы жителей Гвардамара с маврами. Сначала мавры вторгаются в город и захватывают крепость. Затем отряды христиан собираются с силами, начинается борьба, и наконец, христиане освобождают город.

Одержать победу помогает один мавр, он предаёт своих, и открывает ворота крепости, за что мавры с ним расправляются, а город окончательно попадает в руки христиан.

Праздник продолжается. Мавры высаживаются в Гвардамар с моря, захватывают пляж и двигаются на христиан. На следующий день происходит сражение между маврами и христианами, палят из орудий и ружей холостыми зарядами.

Рыцари Сида, самого известного в Мспании борца с арабскими завоевателями, и крестоносцы отчаянно штурмуют захваченную маврами крепость. За несколько дней баталий участники представлений умудряются израсходовать 500 килограмм пороха.

В один из дней, 25 июля, делается передышка, так как отмечается День Святого Хайме, покровителя Гвардамара, и все участники баталий отправляются в единой процессии за скульптурой Святого, которую выносят из церкви.

Между тем война за Гвардамар продолжается с переменным успехом, мавры получили подкрепление и по улицам города опять двинулись их колонны.

Но тут, на подмогу христианам пришло ополчение жителей Гвардамара, оно и решило исход войны.

После окончания баталий и зрители, и участники фестиваля отправляются в бары, чтобы выпить за победу. Гулянья продолжаются до пяти – шести часов утра.

За время праздника местная торговля бьет все рекорды по доходам, кроме всего прочего, в это время в городе устраивается "средневековый рынок", одетые в старинные одежды торговцы продают изделия местных ремесленников (гончаров, кузнецов, кружевниц…), а так же всевозможную еду, включая восточные сладости, к которым, кстати, приобщили испанцев арабские завоеватели.

Испанцы с удовольствием отмечают праздник "Moros y Cristianos", и несмотря на то, что исход битвы всегда известен наперёд, каждый год испанцы отмечают его с восторгом и энтузиазмом. А туристы в свою очередь наслаждаются изумительным зрелищем и всегда остаются довольны, потрясающими своим великолепием, представлениями.

Если у вас будет возможность, то посетите любой из таких праздников. Узнайте даты проведения и спланируйте поездку на эти даты – вы не пожалеете! Полученные впечатления останутся с вами на всю жизнь!

Видеозапись праздника "Moros y Cristianos" в Гвардамаре.

Последний день праздника 26 июля 2015.

Оставьте комментарий!

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.